Будущих российских бизнесменов уже сегодня обучают этикету вручения визитных карточек. И это действительно предусмотрительный ход, ведь говоря о культуре этих представительских карточек за рубежом, стоит отметить, что она настолько там развита, что элементарное незнание определенных условностей в этикете их вручения, может значительно пошатнуть уже налаженные деловые отношения.
В наши дни невозможно проводить деловые переговоры без использования визиток — это будет считаться крайней непредусмотрительностью. Именно поэтому, на уроках учат различать карточки, представленные шестью типами, которые общеприняты в деловом мире. Это, прежде всего визитки представительского типа, которые предназначены лишь для представлений (при первом знакомстве или проводимых презентациях).
Стандартную карточку применяют при достаточно тесных деловых отношениях, где указываются подробные координаты. Самую полную визитку, которую может изготовить типография, характеризуют данные, включая и условия парковки авто. Предусмотрены также для пользования и карточки, изготавливаемые конкретно для фирм, супружеских пар и варианты, предназначенные специально для дам, которые обязаны иметь и мужчины.
Особенно актуальна эта тема в Японии – у японцев принято раздавать визитки при каждом удобном случае, при этом хозяин карточки всегда почтительно ожидает получить ответный экземпляр. В этой стране выпущены целые тома специальных пособий, которые помогают освоить этикет вручения этого делового атрибута. Ведь для того чтобы вручить карточку, необходимо это сделать стоя, при этом достаточно четко произнести свою фамилию и имя.
Принято, на основании правил этикета, первым вручать карточку визитеру, а получают ее только правой рукой, после чего взяв в обе руки – внимательно рассматривают. Когда деловой атрибут вручается иностранцу, рекомендуется при передаче своей карточки четко и вслух произнести свое имя и занимаемую должность. Недопустимо небрежное отношение к этому предмету деловых отношений – это обычно воспринимается как оскорбление. Получив его, рекомендуется не прятать сразу, а положить на стол на время всей деловой встречи.
Предусмотрено большое количество определенных правил и тонкостей в этикете этих карточек, среди которых допускается с переменой телефона — вписать новый номер (от руки). Но вписывать новую занимаемую должность это верх неприличия – в этом случае лучше заказать в типографии новые экземпляры.
Визитки общепринято вручать только при личных встречах, хотя в особых случаях их можно послать с курьером (водителем), в знак уважения. По почте такие деловые аксессуары высылают редко — это вовсе нежелательно. Сложным и утонченным ритуалом в обмене пользуются визитки в дипломатическом мире – об этом может поведать только специальная литература.
Афоризм Крайнова-Рытова гласит о том, что лучшей визитной карточкой может выступать только золотая кредитная, и это полностью соответствует нашему времени. Ведь если внешне, этот предмет делового общения и призван дополнять имидж своего хозяина, то и его отношение к чужим картам также может охарактеризовать человека. Самым удачным «хранилищем» для них является визитница, в виде специального футляра или другого не менее функционального органайзера. При этом не стоит забывать, заказывая в типографии этот предмет, необходимый для делового общения, что сам дизайн должен соответствовать и тому обществу, к которому вы принадлежите.