Практически любая игра, за исключением нескольких жанров, имеет некую конечную точку. На экране мелькают последние карты заключительного видеоролика, геймер с довольным видом вспоминает яркие эпизоды, картинка тускнеет, все – game over… Однако некоторые игры так и тянут погрузиться снова в этот мир, пройти заново миссии, исследовать потаенные уголки, которые пропустил, пока стремился побыстрее добраться до финальной главы. Это называется реплейабилити.
Следовательно, чем выше этот условный показатель, тем сильнее игрок настроен на повторное прохождение. Разработка игр, без учета данной возможности, не самое лучшее вложение средств, ведь при полностью линейном сюжете и при минимуме возможных изменений, программа вскоре отправится в "корзину", какой бы интересной она не показалась в первый раз.
Другие игры напротив, годами "висят" на винчестере, ожидая, пока геймер в очередной раз не решит окунуться, к примеру, в мир Готики или The Elder Scroll. Даже устаревшая по современным меркам графика не отпугивает, скорее, даже способствует возвращению, напоминая о тех непередаваемых эмоциях, когда в первый раз пытался выбрать из тюрьмы под волшебным куполом или пробирался к полуразрушенному замку среди толп враждебных орков. Конечно, программинг игр не всегда предусматривает акцентирование на реплейабилити. Да и не в каждый сюжет удастся всунуть какие-то интересные ответвления, дополнительные задания, сторонних персонажей и т.д. С другой стороны, если разработка игр строится с учетом того, чтобы геймер захотел пройти ее еще раз, то шансы на успех повышаются в разы.
Может показаться, что наиболее приспособлены для реплейабилити различные игры с элементами RPG. Да, это так, хотя компонентов, способствующих поддержанию интереса к продукту, можно выделить более 20-ти. Выбрав несколько из них и удачно скомпоновав, получаем игру, которая способна удержать внимание пользователя не один год, вместо банальных 30-50 часов, потраченных на ее прохождение. Не случайно наиболее серьезные представители на рынке игровой индустрии обращают внимание именно на внедрение различных элементов реплейабилити. Практически любой международный издатель игровых проектов, занимающийся разработкой собственных проектов, локализацией иностранных продуктов и продюсированием перспективных команд создателей.
Наиболее простые элементы, повышающие реплейабилити – это открытие каких-то новых возможностей, героев, снаряжения, локаций и т.д. после завершения игрового процесса. Сейчас также активно используется система достижений, благодаря чему геймер получает возможность похвастаться своими успехами среди таких же как он поклонников игры, обсудить какие-то критерии получения той или иной "ачивки" и т.д. Особый колорит в игровой процесс вносит наличие нескольких персонажей с уникальными особенностями, благодаря чему кардинально меняется стиль игры.
Это лишь несколько вариантов, с помощью которых можно удержать внимание пользователя. От реплейабилити выигрывают все, как разработчик, так и среднестатистический игрок.