Перемещение любого груза состоит минимум из двух операций – собственно перевозки, и погрузки и разгрузки. Машины, способные осуществлять обе, не прибегая к помощи других механизмов, существовали уже давно – эвакуаторы, лесовозы и другие. Однако в последнее время на рынке стали появляться варианты с расширенным набором функций, позволяющим использовать автомобиль с манипулятором ещё и в качестве полноценного крана.
Современные манипуляторы обладают грузоподъёмностью от 16 до 25 тонн, что фактически соответствует обычному автокрану. При этом они способны решать куда больший набор задач, да ещё и стоят, зачастую, дешевле крана. Что делает выбор этого, пока ещё малораспространённого в нашей стране, технического решения весьма заманчивым.
Существующие краны-манипуляторы можно подразделить на два основных типа. Первый – это манипуляторы с крюком на оголовке крайней секции стрелы и подвижными сочленениями секций. Сам механизм в этом случае монтируется на раму автомобиля. Данный тип удобен высокой скоростью погрузочно-разгрузочных работ, возможностью перемещения груза за счёт движения стрелы или её секций. Из недостатков можно указать ограниченный сектор поворота стрелы.
Второй тип использует лебёдку и гидравлическую стрелу, монтируемые, как правило, за кабиной автомашины. Среди его достоинств можно назвать возможность свободного кругового вращения устройства, ведения работ на глубине, не прибегая к длинным стропам, отсутствие мёртвых зон для стрелы. За счёт контроля скорости вращения лебёдки можно обеспечить исключительно плавную работу крана.
Однозначно сказать какой из этих двух типов предпочтительнее нельзя. Выбор конкретного варианта манипулятора стоит определять в зависимости от поставленных задач и конкретных условий, в которых будут проводиться работы.