К концу года, когда начнутся продажи российских автомобильных навигаторов, зарубежная продукция, поддерживающая только GPS, будет обложена заградительными пошлинами.
Министр промышленности и торговли Виктор Христенко, автор инициативы с пошлинами.
Сейчас план по повышению ввозных пошлин на гаджеты, не знающие, что такое российская спутниковая система навигации ГЛОНАСС, находится в финальной стадии разработки. В течение марта документ будет представлен на рассмотрение, а к концу года предложения согласуют.
При этом ввозные пошлины на мобильные телефоны и коммуникаторы с поддержкой GPS в 2010–2011 годах повышать не планируется. Объясняется это просто: российские производители не могут ничего предложить на этом рынке.
О желании Минпромторга повысить импортные пошлины на ввоз GPS-приемников стало известно в августе прошлого года. Тогда планировалось увеличить пошлины с 5 до 25% от таможенной стоимости устройства. Предлагалось также обнулить ставки платежей за ввоз комплектующих для таких приемников. Телефонов с GPS-модулями и навигаторов с поддержкой ГЛОНАСС повышение пошлин не касалось.
Старший аналитик федерального сетевого оператора ОАО «Навигационно-информационные системы» Андрей Ионин считает, что вводить пошлины на мобильное оборудование с поддержкой навигации нельзя, так как аппаратные технологии для ГЛОНАСС не позволяют добиться компактности GPS-изделий. А руководитель направления навигационных ГЛОНАСС/GPS-приемников КБ «Навис» Георгий Шульгин уверен, что пошлины понадобятся тогда, когда появится конкурентоспособный продукт с отечественным модулем.
Михаил Чернышов, коммерческий директор компании «Вобис Компьютер», системного интегратора в области спутниковой навигации, считает, что в 2011 году в России не будет замещения импорта. По его словам, чипы адекватных размеров с поддержкой ГЛОНАСС только начинают появляться, а вот проблема антенн еще не решена: если на GPS-приемниках антенну не видно, то на ГЛОНАСС такого добиться пока не удалось.
По данным аналитической группы Smartmarketing, в 2009 году в России было продано около 800 тысяч навигаторов в виде мобильных устройств (сотовых телефонов, смартфонов) и 500 тысяч автомобильных навигаторов.