В Германии набирает силу группа анонимных интернет-активистов, которые изучают докторские диссертации политиков в поисках плагиата.
В феврале именно они потрясли немецкий политический истеблишмент, вынудив популярного в народе министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга признаться в том, что его «научная» работа частично скопирована, и в марте уйти в отставку и с министерского поста, и из бундестага.
«Ну что ж, это неплохое хобби — штудировать диссертации на предмет подлинности», — считает Дебора Вебер-Вульф, профессор берлинского университета HTW, одна из немногих, кто признался в участии в проекте VroniPlag из 15–20 постоянных членов и горстки тех, кто активен время от времени.
Сильвана Кох-Мерин, возможно, станет следующей, кого Интернет отправит в политическое небытие. (Фото Handelsblatt.)
Смущает, правда, анонимность веб-героев: насколько это этично, особенно если обвинения вдруг окажутся необоснованными (чего, правда, ещё не было)? «Обвиняемый не знает, от кого защищаться», — подчёркивает Фолькер Рибле, профессор права мюнхенского Университета Людвига-Максимилиана.
После скандала с Гуттенбергом активисты скомпрометировали ещё нескольких политиков. «На самом деле плагиат имеет угрожающие размеры, и далеко не всё из найденного мы публикуем», — признаётся г-жа Вебер-Вульф. По её словам, на сайте появляются только те работы, в которых украдено по крайней мере 10%.
Самый, пожалуй, влиятельный политик, против которого сейчас выдвинуты обвинения, — это Сильвана Кох-Мерин, вице-президент Европейского парламента. Утверждается, что более четверти её диссертации «позаимствовано» из чужих работ. Гейдельбергский университет, где она защищала «свой» взгляд на историю валютных союзов, учредил проверочную комиссию. Сама г-жа Кох-Мерин пока помалкивает.
Дебора Вебер-Вульф не согласна с тем, что анонимность вредит проекту: «Дело не в том, кто говорит. Мы никого не обвиняем. Мы просто просим объяснить, почему не были расставлены кавычки».
Уходя в отставку, Карл Теодор Мария Николаус Йохан Якоб Филипп Франц Йозеф Сильвестр Фрайхер фон унд цу Гуттенберг имел право на военный парад и оркестр, и он им воспользовался: