С первых минут после того, как службы новостей сообщили о теракте в Мумбае (Индия), социальные сети, в частности Twitter, были наполнены множеством сообщений о том, как обстоят дела в городе.
Журналисты и зеваки подтягиваются к местам трагедии (фото Винукамара Ранганатана).
Каждые пять секунд Twitter получал 80 новых сообщений, далеко опережая по оперативности крупнейшие мировые СМИ. Это были не только свидетельства очевидцев, но и просьбы сдать кровь для многочисленных пострадавших, причем указывались адреса конкретных больниц. Другие участники социальной сети, насчитывающей 6 млн пользователей, сообщали телефоны «горячих линий» для родственников тех, кто мог оказаться в зоне боевых действий, и оперативно передавали постоянно обновлявшиеся списки убитых и раненых.
Среди твиттеров были и те, кому удалось спастись из захваченных террористами зданий. Один из них под ником Dupree написал: «Террористы спрашивают сотрудников отеля, в каких номерах находятся американцы, и держат их в заложниках на полу».
Twitter — далеко не единственный веб-ресурс, который откликнулся на трагедию. Мумбайский Metroblog превратился в новостную службу, сообщавшую горожанам о судьбе их знакомых и близких. Flickr разместил множество фотографий, иллюстрирующих хронологию событий и использованных затем крупнейшими информагентствами мира. На Google Map можно было увидеть атакованные террористами здания со ссылками на последние новости и свидетельства очевидцев.
В то же время, естественно, неконтролируемый поток информации породил череду слухов. Например, не подтвердились сведения о том, что индийское правительство обратилось к пользователям Twitter с просьбой прекратить размещать на сайте последние известия, так как это якобы мешает проведению антитеррористической операции. Индийские чиновники и военные (в отличие от российских в подобных ситуациях) были заняты в тот момент совсем другим. «Уткой» оказались и сообщения о том, что террористы используют Twitter для того, чтобы оперативно получать информацию о действиях индийских спецслужб. Не вызывали доверия и сообщения о количестве пострадавших, часто взятые просто с потолка.
Кроме того, многие пользователи социальной сети просто переписывали уже поступившие сообщения, что создавало впечатление скорее массовой истерии, чем работы новостной службы.
В любом случае, по мнению социологов, социальные сети продемонстрировали свою силу как эффективное средство экстренной мобилизации общественных сил. Правда, культура твиттеров пока намного уступает их социальной активности.