2 сентября исполнится 40 лет с того дня, когда два компьютера, расположенные в стенах Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), в присутствии двадцати человек впервые обменялись бессмысленными данными по кабелю длиной в 4,5 м.
Лен Клейнрок и Interface Message Processor, прообраз современных маршрутизаторов.
Тем самым было положено начало прототипу Интернета — сети Арпанет.
Чуть позже, 29 сентября, впервые состоялась передача данных между ЭВМ, находящимися в разных местах: UCLA и Стэнфордском институте в Менло-Парке (штат Калифорния). Соединение было разорвано после обмена двумя письмами, каждое из которых содержало всего одно слово: logon. В конце года к экспериментам подключились Калифорнийский университет в Санта-Барбаре и Университет Юты.
В 70-е были изобретены электронная почта и протоколы TCP/IP, в 80-е появилась система адресов, а в 90-е Интернет пришел в дома после того, как физик Европейского центра ядерных исследований Тим Бернерс-Ли изобрел Всемирную паутину — новый и куда более простой способ доступа к удаленным данным.
В течение длительного времени Интернет развивался совершенно свободно. Тим Бернерс-Ли внедрял свои изобретения без запросов инстанций и необходимости учитывать защитные системы. Даже наплыв порнографии сыграл положительную роль: были усовершенствованы технологии интернет-платежей, онлайн-видео и др.
Профессор UCLA Лен Клейнрок, в лаборатории которого сорок лет назад рождался Интернет, считает, что главная проблема сегодняшней Сети — отсутствие свободы. По его мнению, развитие Интернета сдерживается искусственными барьерами. Необходимость противостояния спамерам и хакерам привела к появлению защитных систем, которые стали использоваться для блокировки доступа к определенным видам информации — особенно в авторитарных странах. Экономика заставила компании защищать свои изобретения от конкурентов. Тем самым нарушается базовый принцип Интернета — свобода доступа к информации — и сдерживаются новаторские порывы.
«Верните Интернету свободу, и сад начнет цвести, — говорит Лен Клейнрок. — И тогда насчет развития Интернета можно будет сделать только один прогноз: появятся такие приложения, о которых вы и подумать не могли».
«С одной стороны, средний пользователь получил больше свободы: он может играть, общаться, делать покупки, у него намного больше возможностей, чем раньше, — отмечает Джонатан Зиттрейн, профессор права и один из основателей Беркманского центра по изучению взаимодействия Интернета и общества в Гарварде. — С другой стороны, не могут не тревожить тенденции, ведущие к надзору за информационными потоками».