В настоящее время рынок наполнен всевозможными моделями жидкокристаллических (в английской аббревиатуре – LCD) мониторов от различных мировых производителей. Они стильны, компактны, удобны. Однако если Вам важна профессиональная работа с цветными изображениями, будет не лишним напомнить, что ещё до недавнего времени профессиональные дизайнеры предпочитали ЭЛТ-мониторы (мониторы на базе электронно-лучевой трубки, проще говоря, кинескопа), как более корректные в цветопередаче. Кроме того, малое время отклика (1 — 2 миллисекунды) в таких мониторах позволяет добиться чёткой несмазанной картинки даже в самых динамичных игровых и видеосюжетах.
{mosloadposition debug}
Данный тип мониторов актуален ещё и для тех пользователей, которые стеснены в средствах. Новый кинескопный 17-дюймовый монитор с плоским экраном (на складах и в запасниках таковые ещё остались) обойдётся несколько дешевле своего жидкокристаллического аналога начального уровня, абсолютно ни в чём ему не уступая, а в некоторых параметрах даже превосходя его. Если же брать б/у, то он окажется в 5 — 7 раз дешевле нового, и в 3 — 4 раза дешевле бэушного ЖК-монитора.
И всё-таки, ЭЛТ-мониторы достаточно уверенно отступают в область истории. Т.е., не то, чтобы производители о них совершенно забыли — вовсе нет, но разработка подобных девайсов бюджетного сегмента практически прекращена, а современные кинескопные модели стоимостью от 4000 у.е. вряд ли станут пользоваться спросом на отечественном рынке.
Таким образом, если вам важна компактность устройства и Вы можете позволить себе модель чуть дороже самой дешёвой, то жидкокристаллические мониторы — именно то, что Вам нужно. Во-первых, потому, что новейшие разработки при достаточно низкой цене уже практически не уступают по своим качествам кинескопным предшественникам, а по энергоэкономичности однозначно их превосходят. Во-вторых, потому, что с каждым годом гарантийное сервисное обслуживание ЭЛТ-устройств становится всё большей и большей проблемой.
Итак, прежде всего следует определиться с форматом LCD-монитора. На современном рынке присутствуют мониторы с соотношением ширины к высоте 4:3 (в народе их ещё называют «квадратами», встречаются также модели формата 5:4 и 3:2) и широкоформатные мониторы с соотношением сторон 16:9 и 16:10. Современные «квадраты» имеют, как правило, диагональ 17 или 19 дюймов, «широкоформатники» — от 17 до 26. Рассмотрим их принципиальные различия.
Прежде всего, речь о цене. Так, «широкоформатники» стоят процентов на 30 меньше, чем «квадраты» с той же диагональю. На первый взгляд, это склоняет выбор однозначно в пользу широкоформатных мониторов. Однако при равной диагонали «квадраты» имеют большую высоту. Это важно для тех пользователей, которые часто работают с отсканированными документами книжного (вытянутого по вертикали) формата. В такой ситуации важно видеть всю страницу целиком в размере, максимально приближённом к оригиналу. По этим же причинам «квадрат» удобен для всевозможных работ по вёрстке полиграфической продукции (журналы, книги, афиши и пр.), большая часть которой также вытянута по высоте.
С другой стороны, проблему с нехваткой высоты можно решить, приобретя широкоформатный монитор с диагональю 24 дюйма. Но тогда вряд ли стоит надеяться, что он будет дешевле 19-дюймового экрана формата 4:3.
Из преимуществ широкоформатных мониторов стоит отметить следующие. Немаловажным качеством в глазах большинства пользователей является максимальная адаптация данного формата к формату компьютерных игр и DVD-видео. При просмотре такого видео на широкоформатном мониторе отсутствуют стандартные для «квадратов» широкие чёрные полосы сверху и снизу экрана, и киноманы считают это заметным плюсом. Если же Вам приходится работать с графическими редакторами разной направленности (Photoshop, Illustrator, Corel, 3d-Max и др.), то в окне приложения широкоформатные модели оставляют достаточно места справа и слева от редактируемой картинки для размещения всевозможных графических инструментов, таких, как кисти, палитры, таблицы слоёв и каналов. В случае с «квадратами» нередко их приходится размещать поверх рабочего пространства, что оказывается не всегда удобно.
Теперь следует остановиться на таком показателе, как тип матрицы. В серийных моделях используется несколько основных типов.
Наиболее распространены матрицы типа TN + film. В название входит аббревиатура TN (от Twisted Nematic – скрученные нематические), что характеризует спиральное расположение кристаллов. Такие матрицы в ранних моделях имели весьма малый угол обзора, и для его увеличения на матрицу стали накладывать специальное покрытие, после чего технология получила своё современное наименование TN + film.
Мониторы с такими матрицами отличаются относительно невысокой стоимостью, низким энергопотреблением, высокой скоростью отклика. Однако они проигрывают в угле обзора (от 90° до 150°) и качестве цветопередачи. В целом, если основное назначение монитора — работа с офисными приложениями, то данный тип матриц вполне соответствует предъявляемым требованиям.
В матрицах IPS/S-IPS (In Plane Switch) кристаллы расположены параллельными рядами вдоль экранной плоскости. За счёт этого достигается значительный угол обзора (до 170°) и высокое качество передачи цвета. Данный вариант — оптимальное решение для работы с графикой. Платой за такой комфорт является большее энергопотребление и более длительное время отклика, если же говорить о цене, то она в 2 — 3 раза выше, чем у мониторов с TN-матрицей.
Компромиссом между скоростью отклика и качеством картинки (т.е., между TN + film и IPS/S-IPS) являются матрицы MVA/PVA, в которых кристаллы размещаются вдоль вертикальной оси экрана. Угол обзора в новейших моделях этого типа достигает 176 — 178°, передача цвета почти не уступает матрицам IPS, однако время отклика всё же отстаёт от показателей TN.
Определившись с форматом и типом матрицы, остановимся ещё на нескольких немаловажных характеристиках.
Покрытие мониторов бывает глянцевым (главная сфера применения — большая часть ноутбуков) или матовым (большинство настольных мониторов). У глянца выше передача контрастности и насыщенности цветов, однако при ярком освещении на таком мониторе часто возникают блики — вплоть до зеркального эффекта. Матовые экраны лишены данного недостатка, но в некоторых случаях приглушают яркость изображения. Таким образом, выбор глянцевого или матового покрытия зависит исключительно от Ваших субъективных предпочтений.
О таком показателе, как угол обзора, мы уже говорили при рассказе о типах матриц. Остаётся уточнить пару нюансов. Если монитором пользуетесь только Вы, и располагаете его прямо перед собой, то при таком расположении беспокоиться за качество картинки не приходится. Если же планируются совместные — с родственниками или друзьями — просмотры видео или слайд-шоу, то рекомендуемый угол обзора должен быть никак не меньше 160°. В целом же, считается, что вертикальный угол обзора должен составлять от 140° и выше, горизонтальный — от 120°.
При работе в хорошо освещённом помещении минимальным значением яркости рекомендуется показатель 200 кд/кв.м. В таком случае даже при прямом падении солнечных лучей на монитор картинка будет сохранять необходимое качество.
Показатель контрастности — это не только градация межу самым чёрным и самым белым пикселями. На практике важно, что чем выше показатель контрастности, тем больше оттенков способен передать монитор, следовательно, тем естественнее будет выглядеть изображение. Минимально допустимым значением контрастности считается 600:1. У матриц IPS/S-IPS данный показатель достигает значений 1000:1, а у MVA даже 1300:1. При выборе монитора следует обращать внимание на сочетание типа матрицы и показателя контрастности. И не следует без оглядки покупаться на паспортные данные: если у матрицы TN + film стоит значение контрастности 1000:1 — в реальной практике она может оказаться ниже, чем у IPS с показателем 700:1.
Стоит также обратить внимание на паспортное время отклика, т.е., время, необходимое пикселю, чтобы из активного белого состояния перейти в неактивное чёрное и обратно. Пальму первенства здесь держат TN-матрицы, у лучших из которых этот показатель составляет 4 мс. У матриц IPS, MVA, PVA он составляет от 6 до 20 мс.
Покупая монитор, следует также обратить внимание на его поддержку интерфейсов Вашей видеокарты. Наиболее распространёнными интерфейсами являются VGA, преобразовывающий аналоговые данные в цифровой формат, и DVI, ускоряющий передачу изображения от видеокарты на монитор. В отличие от VGA, DVI работает напрямую с цифровым форматом информации и необходимость преобразования цифра — аналог и наоборот попросту отпадает.
Из второстепенных, но в некоторых случаях достойных внимания показателей, стоит обратить внимание на дизайн, цвет, расположение кнопок управления, наличие в мониторе дополнительных портов USB, встроенных аудиосистемы и TV-тюнера. С одной стороны, это всё может показаться удобным, с другой — это только повод поднять стоимость модели, ведь для большинства пользователей разница в дизайне не принципиальна, а дополнительные навороты на мониторе — отнюдь не жизненная необходимость.
Таким образом, выбор за Вами, и будем надеяться, уже не рекламные трюки продавцов, а хотя бы минимальная грамотность покупателя станет руководством в выборе монитора.
{mosloadposition debug}