Ещё 10 лет назад человеку показалось бы фантастикой, что благодаря генетическому анализу учёные могут с высокой степенью достоверности установить его происхождение, отмотав время на десятки тысяч лет назад. Сегодня это реальность, пишут Новости ИТ
Дэн Вергано, научный обозреватель USA Today, успешно популяризировал такие исследования, опубликовав нашумевшую статью с описанием собственного генетического анализа. «Я даже не могу считать себя потомком неандертальцев», — с иронией констатировал Вергано, комментируя выводы, к которым пришли учёные.
Воспользовавшись услугами экспертов генографического проекта журнала National Geographic, Вергано узнал, что согласно результатам генетического анализа лишь 1,5% его генов имеют связь с генами европейских пещерных людей. Зато обозреватель выяснил, что на 38% он выходец из Скандинавии. «И никаких ирокезских принцесс или потомков китайских эмигрантов времён Марко Поло», — шутит Вергано.
«Большинству людей такие исследования не преподнесут никаких сюрпризов, и это неудивительно, — говорит британский генетик Спенсер Уэллс. — Мы все приходимся друг другу родственниками в большей степени, чем привыкли считать».
Однако генографические исследования в массе своей преследуют совсем иные цели. Масштабные анализы ДНК позволяют проследить историю наций и ответить на фундаментальные вопросы о миграции древних народов.
Но научные гипотезы нуждаются в популяризации. Авторы документального фильма «ДНК. Портрет нации» (канал «Украина»), опираясь на новейшие исследования и мнение авторитетного кембриджского генетика Питера Форстера, постарались доказать украинцам, что их предками и в самом деле были те самые арии, о которых много спорили ещё в 1990-х.
Сегодня к выходу на экраны готовится продолжение нашумевшего фильма. В этот раз авторы намереваются проследить историю наших предков ещё глубже. Их интересует, когда предки украинцев пришли на эти земли и жил ли здесь кто-нибудь до них.
Чтобы увеличить изобаржение, нажмите здесь
И такие исследования не будут основаны на простых догадках — современная наука позволяет анализировать происхождение и пути миграции древних народов на протяжении многих тысячелетий истории.
Взгляд назад
Заглянуть так далеко в историю, оказывается, не очень сложно. Генографический проект под патронатом National Geographic, один из самых серьёзных проектов в этой отрасли, уже сегодня позволяет при помощи генетических маркеров проследить происхождение человека на многие поколения назад.
Дэн Вергано узнал не только то, что является наследником неандертальцев лишь на 1,5%, но и то, что он на треть потомок викингов. Специалисты генографического проекта также рассказали ему, что в его ДНК прослеживаются связи с группой генов, которые есть сегодня только у 4% жителей Европы.
«Слабое утешение, — сокрушается Вергано. — Знать, что ты наследник самых забытых исторических неудачников».
Он имеет в виду племена, населявшие территорию современной Испании и двинувшиеся на север в конце ледникового периода 13,5 тыс. лет назад. Со временем их гены растворились в море новых генов после того, как по Европе прошлись миграционные волны галлов, римлян, франков, остроготов, вандалов и т. д.
В большинстве случаев учёные уже умеют заглядывать ещё глубже в прошлое — на такой значительный период, как 75 тыс. лет. Неудивительно, что корни генов всех современных людей «растут» из одного места. Африка была колыбелью современной цивилизации. «Мы все африканцы, — констатирует Уэллс. — Во всяком случае всё начиналось именно там».
Вергано убедился в этом сам, увидев раскладку своих генов. Их история типична для современного европейца и большинства американцев, являющихся потомками мигрантов из Старого Света. Его предки вышли из Африки и двинулись в Европу. Однако их путь был тернистым — они шли через Ближний Восток и добрались до самой Индии, прежде чем наконец осесть в Европе около 10 тыс. лет назад.
По словам Уэллса, за последние годы более миллиона человек стали клиентами компаний, занимающихся генографическими исследованиями. Для генетического анализа достаточно образца слюны, и за вполне умеренную плату, около $200, клиент получает детальный анализ своего происхождения. «Каждый хочет знать, сколько в нём от неандертальцев», — говорит Уэллс, возглавляющий генографический проект National Geographic. И добавляет: «Почему-то особенно часто жён интересует происхождение их мужей».
Таким образом древнее искусство генеалогии получает в XXI веке новое лицо, говорит биохимик Кен Шанин, работающий в компании Ancestry.Com, которая предоставляет услуги генографии. По его словам, стоимость тестов в последние годы снижается, количество клиентов растёт, а следовательно, быстро пополняется база тестов ДНК, позволяющая давать людям всё более детальную информацию об их происхождении.
Созданный в 2005 году генографический проект National Geographic проанализировал генетические маркеры более 600 тыс. человек из 140 стран. Ancestry.Com выполнила заказы более чем 120 тыс. клиентов. Ещё одна известная в этой области компания 23andMe — более 200 тыс. человек.
Что люди узнают из этих тестов? На первый взгляд, не так много, говорит Шанин. В частности, генетики пока не могут по образцу слюны отличить испанца от итальянца, поясняет он. Однако учёные в состоянии подробно рассказать человеку о том, в какой части мира жили его предки.
К сожалению, нет никакой возможности установить, были ли среди предков конкретного человека Мария Антуанетта или Уильям Шекспир. Стоит двинуться на десяток поколений в прошлое, и окажется, что у жителей одной нации большая часть генов общая.
Исследователи могут лишь определить некую географическую область, где обитали предки конкретного человека. И эта формулировка, как правило, не очень точна. К примеру, это может быть Скандинавия или южная часть Европы.
Практическая польза
Некая размытость формулировок в результатах исследований заставляет скептиков объявлять такие проекты «генетической астрологией». Это не что иное, как выманивание денег из легковерных граждан, ищущих родства с великими историческими личностями, говорят критики.
И с этим утверждением сложно спорить. Недавнее исследование британских учёных, результаты которого были опубликованы в журнале PLOS Biology, показывает, что все современные жители Европы за последнюю тысячу лет имели, образно говоря, миллионы общих предков. Причём это относится не только к жителям одной страны или национальности. Проще говоря, у португальцев и немцев, французов и греков огромное количество общих предков.
Так в чём тогда суть этой «генетической астрологии», если, двинувшись назад в прошлое, мы тут же обнаруживаем, что все мы родственники и в каждом из нас есть частичка викинга или монгольского завоевателя, — задаются вопросом критики.
Учёные спокойно реагируют на критику. Чем больше людей сдают анализы, тем быстрее растут генетические базы данных, а это приносит огромную пользу для различных исследований, утверждает бельгийский генетик Мартен Лармусо.
Так, например, исследователи компании 23andMe смогли выявить генетические маркеры, определяющие склонность к близорукости. Эти данные могут быть полезны для новых медицинских исследований.
Другое недавнее исследование, основанное на информации, собранной в ходе работы генографического проекта National Geographic, выявило прежде неизвестный факт миграции жителей современной Испании в Центральную Европу около 2800 г. до нашей эры. Именно генетики смогли установить, что, несмотря на то что большинство европейцев — родственники, некоторые нации являются «чужими среди своих». Например, итальянцы и финны, чья степень родства с другими европейскими народами меньше. Также работа с массивами генетической информации позволила установить различия в происхождении жителей северной и южной частей Германии. Северные немцы имеют больше родства с датчанами и шведами, чем со своими южными собратьями, которые генетически стоят ближе к австрийцам и французам.
«Исследование ДНК украинцев необходимо, чтобы понять происхождение европейцев, — поясняет Форстер важность своего сотрудничества с украинскими исследователями. — Люди, населявшие Украину 20 тыс. лет назад, вероятно, могли пережить последний ледниковый период, и когда климат улучшился, заселили другие регионы Европы».
В некоторых случаях результаты работы генетиков позволяют попросту пошатнуть веру некоторых народов в свою национальную идентичность. В частности, на современной генетической карте Европы могло бы не быть швейцарцев и ирландцев, поскольку первые имеют идентичные генетические данные с французами, а вторые — с остальными британцами.
«Поразительно, что историки могут многое почерпнуть у генетиков», — считает Колин Ренфро, археолог из Кембриджского университета. По его словам, анализ ДНК современных людей позволяет совершить своего рода путешествие во времени и заглянуть в историю предыдущих поколений, рассмотреть маршрут их миграции из одного региона в другой. И самое главное — проследить пути заселения человеком планеты Земля.