На Яндекс.Картинках запущен новый интерфейс, правда пока в режиме эксперимента. Сейчас новый интерфейс видят только часть пользователей. Если вы тоже хотите его попробовать, включиться в эксперимент можно в настройках.
Запуск нового интерфейса — важное событие для всей команды Яндекс.Картинок. За ним стоит работа многих: менеджеров, аналитиков, разработчиков, маркетологов и дизайнеров. Сегодня мы хотим рассказать, почему было решено сделать новый интерфейс и чем при этом руководствовались.
Хороший интерфейс позволяет человеку быстро и легко достичь той цели, с которой он пришел на сайт. Но с течением времени потребности пользователей меняются. Это происходит из-за изменений в структуре интернет-аудитории и развития интернета в целом. Например, по данным Фонда «Общественное мнение», за последние годы аудитория рунета немного повзрослела, женщины стали пользоваться интернетом наравне с мужчинами. Теперь пользователи заходят в сеть почти каждый день и чаще из дома, а не с работы, как это было несколько лет назад. Интернет стал привычным средством для общения и развлечений. В Яндекс.Картинках эти изменения особенно заметны по тематикам запросов. Например, стало больше «взрослых», «женских» и «развлекательных» запросов: о благоустройстве дома, ремонте, дизайне интерьера, детских товарах, моде и красоте, смешных картинках.
Для того чтобы получить полное представление о задачах пользователей, мы провели исследование. Для этого мы проанализировали несколько миллионов случайных поисковых сессий. Все они были разбиты на группы, в каждую из которых попали сессии с похожим пользовательским поведением. У нас получилось пять таких групп, или кластеров.
Самую большую группу составили короткие сессии: пользователи заходили на сервис, чтобы быстро поискать картинки и уйти. Они почти не пользовались фильтрами и расширенным поиском, редко переходили с картинок на сайты и мало просматривали большие изображения. Такое поведение говорит о низкой вовлеченности в процесс поиска. В сессиях этой группы чаще всего встречаются запросы о детских товарах, домашних животных и спорте.
Следующий кластер — это сессии средней длительности, в течение которых пользователи просматривают не слишком много, но и не слишком мало изображений, и иногда используют специальные поисковые инструменты, например фильтры из расширенного поиска. В сессиях этой группы много запросов про технику, в частности, про мобильные телефоны и компьютеры, а также авто и игры.
Третий кластер — сессии пользователей, которые сильно вовлечены в процесс поиска, но им не нужна какая-то определённая картинка. Они просматривают много изображений, часто с использованием слайд-шоу. Цель таких поисков — развлечься или получить эстетическое удовольствие от просмотра красивых картинок. В этой группе много запросов про моду, юмор, изобразительное искусство и фотографию, интерьер и дизайн.
Четвёртый кластер — это сессии пользователей, которым нужна определенная картинка, у них в голове уже есть её некий образ. Об этом говорит частое использование фильтров размера, цвета, графики, клипарта. Характерные для группы темы — изображения как таковые (клипарт, аватарки, схемы вышивки, заставки и т.п.), а также юмор (приколы, демотиваторы). В этих сессиях пользователи сильно вовлечены в процесс и чаще всего ищут картинки для дальнейшего их использования. Например, чтобы проиллюстрировать пост или установить заставку на рабочий стол.
И последняя группа — сессии, которые заканчиваются переходом на сайт. Это достаточно продолжительные сессии, в ходе которых пользователи также сильно вовлечены в процесс, но ищут не картинку, а изображенный на ней объект. В таких сессиях много запросов о разнообразных товарах, автомобилях, материалах для строительства и ремонта, одежде, аксессуарах и обуви.
Проанализировав основные сценарии поведения пользователей, мы сделали интерфейс, который учитывает их все. В новом интерфейсе можно: